[НАЗАД] [ВПЕРЕД] [ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ]
Но
выраженный именно в таком аспекте взгляд на
детали окружающего
мира у ребенка активен в два-три года. Позже,
когда его сознательно-умственное
восприятие “зарастает” условностями
существующей действительности, малыш
смотрит на интересующие его вещи уже более
опосредованно или относительно. Вещь (игрушка)
начинает обретать свою “цену”. Ребенок уже
все более сознательно рассматривает
возможность взаимообмена с другими детьми. Вот
моя игрушка, дай мне эту, а я тебе свою. Но
поначалу, когда не сознательная ниша еще
полностью, на все сто процентов ярко
проявлена, то игрушка, привлекшая его не
обусловленное внешними факторами внимание
будет на тот настоящий момент единственной
и неповторимой. Единственно существующей?
Может быть и так. Когда же ребенок все более
сознательно начинает разделять и
детализировать умом окружающее, его
внешний взгляд на вещи стремится
конкретизировать для СЕБЯ САМОГО
вещественное состояние предмета. Итак,
предмет (игрушка) привлекший все возможное
внимание относится не к кому иному, как КО
МНЕ САМОМУ! О чем же это говорит? Фактически
только о том, что маленький человек, не
осознав себя еще глубоко личностно
пытается совершенно не сознательно сделать
это таким образом (при помощи внешних
условий, потому что иначе это вообще никак
невозможно - сугубо внутреннее ищет точки
соприкосновения со внешним). Сознательный
ум, через свой не сознательный фактор
формирует, сублимирует ЛИЧНОСТЬ. Поэтому “Дай”,
“Мое” и т.д., это уже указывает на
спонтанное проявление личностной стороны
сознания в общем и целом. Но наряду с этим
процессом, разумеется постепенно и
взаимозависимо “затушевывается”
беспричинная ниша ментальной и тонко
ментальной сферы личности человека. Слегка
затормозить этот процесс (не осознанного
личностного становления) мы не можем, но это
и не нужно. Нужно постараться правильно
скорректировать и направить процесс.
Ребенок говорит: “Это мое!”. Он делает это
не осознанно. Подтолкнуть его осознание
никак невозможно, но можно помочь с
осмыслением. Через поверхностное
осмысление своего действия будет возможен (с
активной беспричинной нишей) стимул к
осознанию и это осознание обретет опору
прежде всего в самой глубине. Не
сознательная осознанность - звучит не
странно? Представьте,
что вы совершенно безумны или находитесь на
самой грани сумасшествия и... четко
осознаете, что с вами происходит. Значит, вы
вне любого безумия в таком случае? В том
смысле, что нет таких причин, условий,
обстоятельств (и не
может быть никогда), которые бы могли
ввергнуть вас за грань психологической
устойчивости, адекватности.[1]
Поэтому, услышав от ребенка нечто подобное,
стоит (но в любом случае всегда нужно
исходить из существующих обстоятельств)
обратить его сознательное внимание на
предмет (игрушку), но как бы с другой его
стороны. Как бы там ни было, ребенка мало
интересует благодаря каким таким условиям
эта вещь может быть у него (его?[2]). Это
“мое”,.. “дай”. “На”,.. “а что ты будешь
делать?”[3] Не “с этим”
делать, а не конкретизировано, без указания
на объект. Нужно постараться, что бы ребенок
в такой ситуации ответил. Пусть ответ будет
не совсем вразумительным может быть, но
главное дать ребенку стимул к осмыслению
своего внутреннего желания. Через
поверхностное осмысление, которое имело
исход (причину) во вне его самого, ребенок
сможет совершенно не сознательно (и не конкретизировано, что существенно)
постараться именно осознать свои действия;
это осознание никогда в случае с маленьким
человеком не будет облекаться в
сформированную внутреннюю мотивировку
поступка[4].
Чистое, безусловное осознавание - привить,
закрепить еще с детства такую работу не
сознательного ума очень важно. Чтобы этот
не сознательный ум при уже сформированной
личности мог пробить себе дорогу наверх, на
поверхность сознательного фактора и влиять
на него таким образом, чтобы внешнее
осознавание никоим образом не зависело ни
от каких условий, потому что спонтанно и
постоянно контролируется глубинной
беспричинной сущностью не сознательного
фактора, который осознает
сам себя. (Это сложно понять идеально, но вот
вопрос: человек, который столь сильно выпил,
что не способен не просто вразумительно
изъясняться, а фактически лишен
нормализованного сознания, и в
беспамятстве добирается к себе домой или в
место, которое может назвать своим
временным пристанищем; он делает это
автоматически, на утро не помнит ничего;
итак, что за НЕГО осознавало ситуацию и
управляло действиями тела? Тот самый
скрытый глубинный фактор, что с детства не
был самодостаточно развит и приобщен, спаян
с фактором явного сознания.)
Какие
же варианты поведения или реакции можно
предложить ребенку, чтобы он опирался не на
ваше мнение о происходящем, а искал выход из
ситуации в самом себе, стремился опираться
на свое не опосредованное условностями
прошлого опыта “Я”? Давайте подумаем. Если
поставить ребенка перед неразрешимой
дилеммой (противоречивостью)[5], то он в конце
концов обратит взгляд на свое внутреннее
содержание и начнет искать ответ там,
потому что извне его постоянно сталкивают
или ставят перед дилеммой, всякий раз когда
он испытывает психическое напряжение и
дисбаланс чувств. Решать за ребенка в такой
ситуации как ему реагировать - оказывать
его рассудку медвежью услугу.
Что
значит поставить перед неразрешимой
дилеммой? Если сказать ребенку (голосом с
соответствующей постановкой тембра и
преданием ему особой значимости, исходя из
значительности момента), когда у него
истерика по любому поводу, что ему,
предположим, нужно сказать вам любит ли он
вас, а затем, не давая ответить, тем же
голосом вполне ответственно заявить, что вы
думаете, что нет, не объясняя при этом, что
ему нужно подумать почему вы так думаете.
Любит ли он вас? Вы думаете, что нет. Это все.
Если истерика очень сильная и диалог
невозможен, тогда нужно подождать пока
немного успокоится и начнет воспринимать
вас. Он задумается. О
чем, интересно? Будет искать причину, почему
вы полагаете, что он не любит вас? Такова
была бы сознательная реакция уже взрослого
человека. Мышление
же ребенка не приемлет реальных или
вещественных причин. Задумается, что он
сделал не так, что ваше отношение к нему
изменилось? Опять не совсем так. Вы
поставили его перед неразрешимой дилеммой
и дали возможность самостоятельного поиска
безусловных приоритетов[i].
Вопрос “почему это так?” у него не
может возникнуть. Своим голосом и словом вы
констатировали факт. Но в этом факте
отталкиваться не от чего, особенно если
первый вопрос вы произнесли не совсем в
форме вопроса, а больше в утвердительной
форме. “(Скажи-ка, ведь) ты меня любишь!”. А
дальше... “А я думаю, что нет!”. Это
смысловая дилемма. Вы равнозначно
утверждаете противоположности. Подобное
может сбить с толку взрослого, но никак не
ребенка. Представьте, что кто-то утверждает
вам, что уверен(а) в том, что вы его (ее)
любите и тут же утверждает совершенно
обратное, но несколько в иной, косвенной[6]
форме. У человека не все в порядке с головой...
Так? Не иначе. Но у ребенка с головой все в
порядке. Осознавание иное. Без приоритетное.
То,
что его волновало до этого и довело до
истерики станет не столь существенным не
только потому, что вы заявили, что не
уверены в его любви по отношению к вам, а еще
потому, что любовь по отношению к вам все-таки
более значима, чем-то, что вызвало истерику.
И ваше заявление ему противоречиво по
смыслу, будто вы сами в
себе не уверены любит он вас или нет... А
теперь совершенно не важно, что именно он
будет думать по поводу сказанного. Его
внутренний взгляд обратится на него самого,
а не на внешнее. Ответить скорее всего он
вам не сможет (дилемма не разрешима, потому
что так же словами или действиями
опровергнуть вас невозможно и опять прежде
всего потому, что эта дилемма не разрешима).
Вы уверены, что он вас любит и тут же не уверены в
этом (а лучше сказать, уверены
в обратном). Ребенок сделает попытку
поиска психологической и сознательной
опоры в себе, внутри, потому что во вне эту
опору вы сначала раскрыли для него (показали,
чтобы обратил на это внимание) и тут же
пошатнули.
[НАЗАД] [ВПЕРЕД] [ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ]
[1] Что же такое подлинно Безумное состояние, нигде, никем и никогда не описывалось, просто потому, что любой, кто испытал это в полной мере или был не способен описать вообще что-либо по причине этого самого Безумия, или, если и находился только на грани и смог сохранить рассудок, даже это приближенное к сумасшествию состояние не смог (бы) оформить в соответствующие ему словесные (и иного рода) определения. Эта книга не исключение.
[2] Необходимо обратить внимание на одно обстоятельство - игрушка, как объект живого интереса ребенка, занимает активное (превалирующее) место у него в сознании довольно не долго. Если взрослый тратит много сил, чтобы обрести или заиметь некую вещь, то он ей потом очень дорожит и чем больше времени и нервов было потрачено на интересующий объект, тем весомее и значительней предмет заинтересованности для сознательного восприятия. А ребенок? Представим - целый день плакал, требовал что-то. Наконец-таки получил. Успокоился. Заигрался. Прошло... полчаса. И вдруг, внимание привлечено чем-то новым. Как говориться “овчинка не стоила выделки?” - но так говорят уже взрослые, сознательно и личностно зрелые люди. Ум же ребенка находится в постоянном и неусыпном поиске, поэтому “выделка” здесь значения не имеет. Важно другое - может ли это “мое” полностью удовлетворить этот ищущий ум? Скорее всего и причем категорически - нет, не может. Поэтому, только что весьма значимое, становится уже через полчаса попросту НЕ СУЩЕСТВУЮЩИМ на настоящий момент.
[3] “Дать насовсем?”; “Твое? На. А как будем играть? Со мной поделишься?”
[4] Не мотив определяет нашу внутреннюю действительность, а нечто более глубокое, существенное, но... менее уловимое сознанием. А мотив, это уже фактическое следствие каких-то глубинных (эгостремительных) процессов.
[5] Дилемма - полемический довод с двумя выставленными противоположными положениями, исключающими возможность третьего.
[6] Здесь необходимо обратить внимание. Алгоритм дилеммы состоит из двух противоположных смысловых значений. Первое значение выражает прямо смысл ваших слов. Второе значение выражает противоречащий самому себе смысл ваших слов косвенно. То есть следующая форма выражения этого просто абсурдна: “Ты меня любишь!” и тут же “Ты меня не любишь!”. Но можно сказать, “Ты меня любишь! (Короткая пауза) Нет! Ты не меня любишь”- тогда прямолинейный смысл обретает более косвенное значение, без отклонения в сторону абсурдности высказывания.
Именно
безусловных, потому что у ребенка не
может быть иных.
У
верующего человека безусловным
приоритетом является Бог (это как
идеальный пример), но такой приоритет
создан, разумеется на глубоко причинной
почве, хотя бы уже потому, что Бог (как бы
Он не представлялся),
это неоспоримое внешнее, если только
некий человек, конечно, сам не путает себя
с Богом. Даже если под верующим человеком
мы здесь понимаем трех-четырех летнего
ребенка, такая вера без создания у него
правильного безусловного отношения к
себе пустит свои корни в сугубо причинной
нише сознания. Да, в причинной нише
беспричинное или безусловное отношение к
чему-то. Такое возможно. Это так же может
касаться какой-то идеи, что возведена (больше
не сознательно) в подобие совершенного во
всех смыслах идеала.
Но
здесь речь идет о поиске этих самых
безусловных приоритетов без... наличия
укоренившегося причинного опыта и
влияния извне. Что же, поиск в пустоте,
получается? В совершенной, можно сказать.
Хорошо, что же ребенок тогда найдет,
возникает вопрос?! В том-то и дело, что НИЧЕГО.
Пустоту и найдет. Но – работа ума,
которому не за что зацепиться в
отсутствии уплотнившихся ментальных
наслоений опыта, будет постепенно
создавать особую функциональность
разума, как такового.
Один
проворот или оборот ума (это образно),
другой... и ничего. Без результата... Но
какой результат нужен, ребенок знает? НЕТ.
У него не может быть на этот счет никакой
более менее цельной идеи вообще. Нет
условий внутри, на которые его ум мог бы
уверенно опереться в этом процессе*. В
общем – нет приоритетов и все. Слово «все» подчеркнуто не
просто так. ВСЕ ЧТО УГОДНО может явиться (временным)
приоритетом. Это совсем иной тип мышления
в уже сформированном сознании у
окончательно созревшей личности.
Например,
есть наивысший идеализированный
приоритет – БОГ. Поскольку он именно
такого идеального качества, прочно и
видимо навсегда
укрепившийся в сознании и он, разумеется
глубоко причинен, хоть и создает для
личности общий психический эффект
безусловной веры (кстати, людей именно с
такой абсолютизированной верой не так уж
много), то такой приоритет исключает
возможность замещения себя чем-либо еще,
тем более своей противоположностью (ДЬЯВОЛ).
Даже сугубо условного замещения. Но
правда человеческого фактора
заключается в том, что человек именно с
такой причинно обезусловленной верой
наиболее незащищен от суровой
категоричности жизни в целом, поскольку
идет психологически к тому, что единственной
и сверхуниверсальной опорой во всех
отношениях для него является Бог, то есть
НЕЧТО совершенно внешнее, а никак не сам
человек, как духовная личность. Как бы там
ни было – его вера все-таки причинна.
Если
же прежде у нас есть безусловная вера в
себя, то тогда мы в совершенном аспекте
знаем (ощущаем) какая она должна быть по
отношению к незримому Богу (если уверены
в Его существовании так же как в своем
собственном), в случае, конечно,
соответствующего порядка
ума. Что, например, значит возлюбить
ближнего как себя, если учесть, что любовь
к самому себе у человека только лишь безусловна
и никак иначе. Даже чувство (любовь) – это
уже обусловленность на тонком ментальном
уровне. Какая же эта самая Любовь должна
быть к (незримому явно) Богу?!
Дело в том, что создать
именно беспричинный приоритет, вне
сознательного сугубо причинного плана –
невозможно. Там где нет причин – нет
движения, образования; ничего (как бы) нет.
И все-таки что-то формируется. Идеальная и
абсолютная основа
для чего-то. С безусловной верой в себя
возможна только разумно рассудительная и
причинная вера в Единого Бога, поскольку
в глубине мы реально понимаем (если
читали Библию), что благодаря
своей изначальной греховной сути могли с
тем же успехом прочно поверить в Дьявола, например.
И где тот определитель случайных
вариантов личностного отношения, что
решительно определяет по жизни для
каждого во что ему устойчиво верить??
Может быть его нет? Сердце – обманчиво,
особенно в таких вопросах. Ум? Положиться
на него в выборе своей веры, чтобы этот
выбор, вдруг не стал обезусловленно
СЛЕПЫМ? А сам ум... он, как, зависим от
извнешних нашептываний и всяких душевных
шорохов?..
Только, если ум совершенно
безусловен и целен (един в самом себе), мы
можем иметь уверенность исключения
ошибки не только в этом, но и любом ином
выборе. Сложно? Как бы там ни было, это
был просто пример на основе высоких идей:
«Все, либо Ничего».
Обратите внимание на тот аспект, что для
безотносительного умственного
отношения понятия «все» и «ничего»
фактически равнозначны. В качестве
примера: обладать целым миром и в то же
время – нет. Абсурд? Нисколько. Потому
что «обладать» здесь означает Жить Им. И
в то же время Не Иметь Его именно для
того, что иметь возможность им жить... То
же самое, подлинная любовь – мы
полностью живем человеком, но мы очень
далеки от мысли, чтобы как-то его
использовать для этой своей любви.
Настоящая любовь и откровенная
притязательность, вещи не совместимые. И
это есть проявление безусловности
чистого духа.
Поэтому Сознание Универсальной
Адаптивности («Высокого Уровня») живет
неописуемой Полнотой во всех смыслах.
*
Представим себя на очень скользком льду (катке),
без коньков и любой возможной опоры.
Теперь представим, что мы умеем держать
равновесие в такой ситуации. Теперь
представим, что такое равновесие мы
держим почти так же, так дышим... И когда
психически (обусловленный) выраженный ум
теряет под собой почву, то для нас большой
разницы нет, стоим мы, широко расставив
ноги в упругих армейских ботинках на
твердой земле, летом, с берега реки
любуясь водной гладью или же босиком
зимой на той же глади выписываем ногами
кренделя. В обоих случаях мы ощущаем себя
достаточно комфортно, удобно, просто, непринужденно.
[НАЗАД] [ВПЕРЕД] [ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ]