ЭПИЗОД I
Итак, откроем в самом начале книгу, в которой преподобный Учитель провозглашает себя Христом. Заявление, надо сказать не из легких; нужно иметь какую решительность (или самоуверенность?), чтобы объявить о себе подобное. Но факт есть факт. Если слегка отклониться от прямолинейного смысла этого заявления (хотя, будет не лишним добавить: Учитель все-таки в чем-то явно лукавит, поскольку в самой книге по ходу ее текста нигде нет твердого указания на то, что он действительно есть тот самый Христос,.. расплывчато все как-то) и предположить, что под Христом С. Асахара предполагал не конкретную личность, известную миру из истории двухтысячелетней давности, а сказано это было в косвенном и ассоциативном смысле (то есть - “Спаситель”, “Мессия”...), то в таком случае, конечно же... ВСЕ РАВНО МАЛО ЧТО МЕНЯЕТСЯ. Однако, бросим все-таки взгляд на первые строки книги (в предисловии):
“Сим провозглашаю себя Христом. Я думаю, что вы сами убедитесь в этом, читая эту книгу.
До 23 октября 1991 года я не читал ни одной страницы Нового Завета за исключением Откровения Святого Иоанна Богослова. В этот день я убедился, что в этой книге содержится пророчество о том, что я являюсь Спасителем (Мессией)”.
Теперь откроем (из любопытства просто) стр. 123 книги, где прочтем об Учителе следующее.
“Дух Истины,
Святейший Преподобный Учитель Сёко Асахара.
Позвольте представить вам Духа Истины, Святейшего Преподобного Учителя Сёко Асахара, основателя АУМ Синрикё. В 1986 году в Гималаях после восьми лет духовной практики буддизма, йоги и др. он достиг Окончательного Освобождения”.
Стоит обратить внимание на указанные здесь даты. Духовный практик достигнув такого уровня личной реализации, действительным образом (по определению) превзойдя как Саму Жизнь так и Саму Смерть... вынужден прочесть о себе из Библии, чтобы удостовериться, что он сегодняшний и некто, кто имел рождение в этом мире 2000 лет назад одна и та же личность[1]. Возможно вы не совсем улавливаете. Нам необходимо рассмотреть, что говорит С. Асахара (далее СА) о способности достигшего (тем более такого уровня) знать (помнить) свои прошлые воплощения.
Татхагата Абидамма, стр. 38.
“Доскональное Знание Прошлых Жизней.
Доскональное Знание Прошлых Жизней - это способность знать прошлые жизни. Сначала, разумеется, возникает способность знать свои собственные прошлые жизни, из которой затем развивается способность знать прошлые жизни других.
Эта божественная способность может быть объяснена как возможность вспоминать состояние существа в его предыдущих жизнях. В зависимости от своего духовного уровня, человек может вспомнить одну жизнь, две жизни, три жизни, четыре жизни, пять жизней, десять жизней (немного пропустим...), сто тысяч жизней, множество Периодов Восстановления, множество Периодов Возрождения и множество Периодов Восстановления и Возрождения вселенных, во время которых он вспоминает себя следующим образом: (это тоже здесь не столь существенно - пропустим).
Сам я вспомнил множество своих прошлых жизней”.
Закон жизни, безусловно один на всех (един для всех). И жизнь (очень даже можно допустить, что) вполне возможно не одна. Есть неизменный Закон Жизни. Есть цепь жизней, которая напоминает кандалы узника (или раба?). И эти кандалы сковывают нас еще (уже?) в этой жизни. Где начало прочной цепи, где конец? Самих стесняющих ум оков-то не видно... Все это жизнь в Законе. Законе абсурда. Тут возникает напрашивающийся сам собой вопрос: если СА так осведомлен о своих прошлых воплощениях (и не просто единичных, а с каким охватом!), то его столь смелое (слепое?) откровение на счет себя в начале книги “Провозглашая себя Христом” приводит все-таки в недоумение, поскольку ему необходимо убедиться, что он именно тот самый Христос не из собственных воспоминаний о прошлом, а из текста Библии или благодаря этому тексту. А иначе, он бы и знать не знал, что так оно и есть (какая все же Библия ПОЛЕЗНАЯ Книга, не находите?)... Дело в том, что если какое либо Существо обладает действительной способностью помнить (или вспоминать) так объемно свою прошлую бытность (тысячи и тысячи жизней!), то, вполне вероятно предположить, что и сознание его совсем уж НЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ[2]. А это значит, что даже первый поверхностный просмотр всего лишь нескольких предыдущих воплощений (когда посредством своей практики обрел такую способность...) четко и сразу же выделил бы из цепочки реинкарнации наиболее важные моменты... А как [обычный] человек вспоминает свое прошлое (как бы там ни было, а основы структуры сознания у всех одинаковы изначально)? Как правило наиболее четко в памяти запечатлено самое важное, существенное не так ли? В любом случае, упустить такую особенность при этих воспоминаниях (достиг-то в 1986 году, а узнал о себе (убедился на счет себя) из Библии аж в 1991!) как присутствие в этом мире пару тысячелетий тому назад в виде Христа... Это надо очень и еще как умудриться! Иначе же, данное обстоятельство можно объяснить (если это только не шизофреническая забывчивость, которая никак не может быть свойственна Сознанию Будды) только тем, что СА решил подшутить или схитрить со своими учениками и последователями. Правда, видимо шутку никто не оценил - “ВСЕ, что говорит Учитель (ГУРУ) неоспоримая Истина..."
Если же гуру не подразумевал под своими словами именно личность известного из истории планеты Христа, то тогда смысл написанного уже в самом начале этой его книги облекается в абсурдность (потому что СА использовал как синоним своему имени имя (как символ) известной исторической Личности, что с самых первых страниц книги наводит на мысль, что СА путает себя с Христом).
С другой стороны может возникнуть вполне оправданный вопрос: как могут уживаться рядом такой высокий[3] уровень сознания, сверхспособности и т.д. и такая очевидная нелепица? Вопрос, кстати для современной психиатрии... Если человек явственно повреждается рассудком в рамках этой действительности, его могут изолировать от общества и попытаться лечить. Если нечто подобное происходит где-то за теневой стороной сознания, но явно не проявляется (как все утонченно!), то человека могут объявить даже святым. Позвольте, а как же все-таки сверхспособности,.. а левитация, конкретно если,.. а чтение мыслей (бывает же такое!) и... да, мало ли что еще! А у планеты Земля, кстати тоже есть аномальные зоны, это не секрет. И в этих зонах творится такое! Так если природа сама по себе выделывает такие “фигуры высшего пилотажа”, то на что же может быть способно сознание живого существа? А мы... мы дети этой природы. Одно проистекает из другого. Все во Вселенной устроено по одному общему принципу и закону. Даже у хаоса есть свой порядок... А у порядка?
Когда человек живет обычной (простой - не простой) жизнью, он (его ум) пребывает в адекватных этой действительности рамках; НОРМАЛЬНОЙ действительности, то есть сложившейся определенно естественным образом. Если мы желаем выйти за рамки этой действительности, нам необходимо предполагать все-таки (еще до того, как сделаем первый шаг к Истине), что последствия подобного и продолжительного действа ума могут быть совершенно не предсказуемыми. Например, техника аутотренинга. Представьте, вам нужно просто расслабиться, релаксироваться после трудного дня. Поможет? Вполне вероятно. Это все в рамках (ума, прежде всего). А теперь представьте, что с помощью аутотренинга[4] вы желаете войти в... нет не в Нирвану, для начала просто в транс... трансцендентальное состояние. Да... когда-нибудь вы таким образом доберетесь и до нирваны. Но для начала ваш ум (безусловно) незаметным для вашего осознания образом несколько (очень тонко, причем) изменится. Изменит свою функциональность. Свою ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Это искажение отражения или зеркала. Но это не комната смеха. Жизнь - она конкретна и сурова. Ведь ваш ум не разделим с осознаванием! Мысль - это по сути деяние глубинной личности, как бы продолжение личностного фактора вне его самого, но в рамках сознания и ума. Что творит сознание в самом себе, как реагирует на подобное именно (подсознательное) самовнушение (!) очень сложный для осмысления и обсуждения вопрос. Но нам необходимо задаться таким вопросом, чтобы в последствии (если решили практиковать что-то вроде Учения СА) не вовлечься в необратимый самообман, что породит Вещественную Иллюзию. А Вещественная Иллюзия - это некие факторы внутри нас самих, которые уже вызрели в неизменную функцию сознания и ума, и влияют на наше сознательное восприятие себя и мира. Мы осознаем себя другими, но мы не осознаем суть процессов происходящих внутри нас; подлинную их суть. Мы наблюдаем в себе движение ментальных потоков, но движение этих потоков и есть мы сами - их проявление в нас сугубо личностно. Можем ли в таком случае выйти за пределы активной собственной личности, чтобы действительно быть вне внутренних процессов? Как? Не возникнет ли тогда самое настоящее расщепление личности? И тут дуальность внутренней природы сыграет с нами злую шутку. Мы будем чувствовать это расщепление (СА говорил, что перед Освобождением наступает такое состояние - фактически вплоть до не возможности мыслить разумно взвешенными категориями; но для СА это нормальный необходимый и вполне естественный процесс). А расщепление личности произойдет, если мы сознательно стремимся (и долгое время) выйти за рамки, границы ума, сознания, чтобы быть вне или над внутренним. Но все внутреннее дуально связано с вещественной личностью. Замкнутый круг... или пропасть?
И эти функции сознания, что выходят за рамки существующей (приемлемо естественной) действительности работают как призма, что преломляет и искажает понимание жизни. И так нет совершенного понимания, а сознание облекается на своих тонких (неуловимых просто даже самым зорким глазом) планах в понимание еще более вычурное, чем возможно от природы, от рождения. Был дом[5] с одной комнатой. Но этого кажется мало, хочется понять на чем и каким образом дом стоит, чтобы расширить его, какой фундамент имеет. Но понять по настоящему - значит разрушить стены, чтобы оголить фундамент. А это значит тогда лишиться всего (жизни). Значит, до фундамента как он есть нам не добраться, можем только предполагать на его счет. То есть, говоря напрямую, для того чтобы понять истоки существования и обрести свободу от любых возможных условий необходимо именно (попытаться) разрушить сознание этой жизни (и в любом случае, это единственный путь проверить его на нерушимость). А это означает невозвратную смерть (если сознание, что бы оно там не создавало в себе, как бы не проявлялось и что бы оно о себе не полагало, на самом деле обычное сознание “мухи”, которая разбухла до “слона”; согласитесь, “слон”, который летает, зрелище не для слабонервных “мух”...). Может быть есть возможность (в потенциале сознания, заложенным природой) выйти личностным началом за пределы сознания как такового, а потом уже попробовать его разрушить, чтобы докопаться до самого фундамента? У многих практикующих в “АУМ” есть опыт вхождения в подсознание (...) (темное Самади) при котором человек теряет сознание[6] (сознательное восприятие самого себя, своей личности), но через какое-то время возвращается в действительность. Разумеется, как правило ничего не помнит. Это Самади темного пространства (иначе - пустого; но потому и пустого, кстати, что темного...), это опыт (первый) вхождения в подсознание. Между тем в Учении СА говориться, что Бардо Смерти[7] - это мир связанный с подсознательной сферой. Что ж получается, такие практикующие умирают, а потом (тут же, фактически) воскресают?.. даже не оставляя, энергетически во всяком случае (такое объяснение этого фэномена имеет место), физическое тело. Самади - это полное слияние объекта с субъектом. Субъект - сознательная личность (лучше, чтобы сознательная), объект - прежде всего подсознательная сфера (в данном случае). Мы сливаемся с этой сферой в Самади. Значит, либо смерть как таковая не имеет отношения к тому подсознанию в которое мы можем войти в нашем Самади, либо ни в какое Самади мы не входим, а блуждаем где-то в пределах темного сознания, когда будто куда-то проваливаемся в “медитации”[8]. С опытом подобного блуждания мы откапываем (сами откапываются - просто так и просятся) в себе светлые участки глубинного фактора ума (мы же движемся к просветлению, так?[9]) и наше Самади становится все более светлым, то есть СОЗНАТЕЛЬНЫМ! Но то, что мы осознаем, это всего лишь уже завершенные плоды создавшегося в процессе такой практики функционального движения сознания в целом[10]. Можно ли допустить такую возможность? Теоретически... Или практика себя уже тоже показала? Как еще объяснить этот (духовный?) опыт? И что такое подлинное Самади? Раз у человека [в медитации] останавливается дыхание, значит это уже нечто сверхъестественное[i]. А такое явление, как стигматы у слишком рьяных верующих во Христа (как пример)? О чем-то это говорит? Ни с того, ни с сего, аномальное поведение физического тела, вероятно как-то связанное с еще не изученными процессами мозга или (и) в сознании. Если происходит нечто необычное, значит это может являться доказательством того, что сознание вышло на какой-то иной, более высокий уровень? А если предположить, как раз, что наоборот? Человек не управляет сознательно процессами в самом сознании. Взял и провалился куда-то (воспарил - суть не меняется)... Потом очнулся, но ничего не поняв, ничему не научившись, повторяет попытку (причем, так настойчиво и упорно!)... пока не станет светлеть там, куда его в соответствующем трансцендентальном состоянии утягивает. Вот оно! Т(О!), чего душа искала, пока во сне спала... Но кажется душе все мало. Всячески преодолеет трудность. Маячит за границей яви (разума?) Истинная Мудрость,.. показывая сзади Смерти жало! Сознание-то дуально. Мы (в прямом смысле) насилуем свой умственный и психологический фактор, вынуждая внутреннюю ментальную структуру следовать определенным такой практикой путем (когда на личном уровне может быть совсем не готовы к таким явным изменениям, преобразованиям и это опять же вопрос Высокого или Восходящего Сознания), в то время, когда на самом деле всего лишь удаляемся в один из темных коридоров лабиринта сознания[11]. У этого коридора мы обнаруживаем высокие своды. В наслоении сталактитового пласта на самой верхотуре мы наблюдаем несколько искаженное отражение смежных коридоров... Или на нас не каплет? Мы вошли в процессе медитативной практики в какое-то состояние. Когда мы из него вышли нам сказали (или мы читали об этом сами), что мы продвинулись на пути постижения собственной загадочной сути. Если человеку снится странный сон, то как бы он не был странен, по пробуждении человек знает - это всего лишь сон, то есть НЕ РЕАЛЬНОСТЬ. Если человек входит в “Самади”, то он почему-то мало задается вопросом “что же происходит на самом деле, куда это я сунулся(лась)?”. Ведь Самади - это Самади, так? А сознание, природа в общем и целом, что порождает его - дуальны... Дуальность существует во всем и вся. Возможно где-то (в чем-то) явно (или заметно) это и не проявляется. Тем не менее, есть явь, а есть сон. Есть (?), есть “Самади”. Или наоборот? Или должно быть так ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ?!
Может просто, с позиции здравого рассудка есть смысл все-таки задаться подобным вопросом. Вопрос-то серьезный. И может быть самый серьезный из всех существующих жизненных вопросов. К тому же... Сам Будда (Гаутама) говорил, что необходимо ставить все под сомнение. А само сомнение, как завершенный плод работы ума может быть подвержено сомнению в свою очередь, интересно?[12] А личный духовный опыт подпадает под это “ВСЕ”? Безусловно. Человек входит в Самади, что-то видит, скажем, испытывает опыт смерти. Да, такое возможно - “доказано” Асахара. Но потом он возвращается. Он говорит, что его сознание пребывало в Бардо Смерти и он принес оттуда особое знание об этой тайне Всего Бытия. Но сам СА говорит в своих книгах, что на самом деле в состоянии Самади сердце не останавливает своей работы полностью, оно как бы “затухает”. В любом случае мозг НЕ УМИРАЕТ (мозг - носитель живого сознания и личности, поскольку сознание опирается на него, сознание возникает в тесной связи с материальной основой этого мира, этой жизни, то есть именно мозгом), а значит энергетически он связан с живой ментальной структурой нашего глубинного “Я” (эго). Так был ли СА и его достигшие ученики в Бардо Смерти? Допустим, можно сказать, что частично, то есть не полностью, не до конца. То, что останавливалось дыхание (пусть даже на часы и сутки) еще не есть смерть тела, как таковая (еще раз: потенциал прежде всего мозга практически не изучен, а о сознании и говорить нечего). Но смерть как таковая - это разрушение. Разрушение чего? Личности, сознания и прежде на уровне энергетического потенциала. Почему же так сразу разрушение сознания?! Ведь, кстати есть даже снимки с кладбищ, сделанные специальным образом, на которых запечатлены какие-то световые (предполагают - энергетические) сгустки над свежими могилами. Ну чем не доказательство? Действительно. Доказательство чего? Того, что у планеты есть энергетическое поле особого рода (помимо гравитационного, но тесно и тонко связанное с ним) и из умершего (трупа) действием этого поля вытягиваются динамические остатки бывшей жизнедеятельности в виде неких энергонитей (струй), что сгущаются, а спустя время рассасываются, рассеиваются? Или становятся приведениями (в этих сгустках активен отпечаток умершего или разрушившегося сознания, а так же личности)? Такое объяснение этого феномена допустимо? Но где здесь доказательство того, что личность после смерти сохраняется (скажем, в своем бессознательном состоянии)?
А как в таком случае объяснить, что Святой отдает приказ на уничтожение людей? Здесь логика сильно буксует и знаете, почему? Если СА ставил своей целью Спасение Всего Мира и это обстоятельство в Токийском метро было просто частью недоступной обычному пониманию программы Спасения, то необходимо подчеркнуть, что на этом взрыве все спасение фактически и закончилось. Деятельность по местам - не в счет, это все очень локально (кружок по интересам). Бывшее кровавое событие поставило крест на всеобщем мировом движении организации. В чем же хитрость-то? Довольно сложный тактический маневр, согласитесь. Рекламой организации во всяком случае послужить не смог - совсем наоборот. И если только “АУМ Синрикё” в состоянии спасти этот мир и поднять его НА УРОВЕНЬ, то есть смысл весьма опечалиться и может быть ужаснуться - люди больше никогда не воспримут “АУМ” как-нибудь положительно, а значит, они не получат необходимые инициации и практики, они не смогут войти в Самади, они уйдут в неизведанность после смерти и, скорее всего это будет совсем уж не “чистый Свет”. Так?
[1] То, что достигший такого уровня, имея способность проникать невероятно глубинным сознательным взглядом не то что в ментально-информационные поля этой планеты, но всей Вселенной (!), о чем С. Асахара говорил самолично, не в состоянии знать (уловить) в информационных потоках активного умственного фактора людей планеты след Учения Христа... и для того, чтобы в чем-то для себя убедиться, вынужден прибегать к обычной работе сознания (как у человеческого существа)... “Дайте мне книгу с настоящими буквами! - молвил в запале зрячим слепой...”
[2] Благо еще хватило ума не объявить, что вспомнил все свое предшествующее бытие с самого безначального прошлого, поскольку (по трезвому разумению) Достигший Высшего Просветления (то есть выше уже некуда) должен видеть весь период своего существования в Вечности всеохватно, то есть опять же, с самой безначальности. Способность Будды Перекрывать Утечки (как объяснял сам гуру), видимо относится ко всякому сознательному проявлению и уж, категорически просто, такая Способность должна быть открытой для Способности Знать свое неуловимое для обычного сознания Прошлое. [] И не просто знать: Понимать, Проникать до самых КОРНЕЙ; (глубже?).
[3] Здесь необходимо все-таки подумать о том, что же именно еще с древности подразумевалось под Высоким Сознанием? Способность широко мыслить или, скажем созерцать? Высокий интеллект? Или это способность видеть (в себе) то, чего в реальности нет? То есть. Мы видим в себе нечто необычное, не (или сверх) естественное. И мы говорим себе: “возможно это то, чего я искал(а), но необходимо все же все хорошо взвесить.” Но состояние ума (сознания) это не помидоры для салата, а такие вопросы, совсем уж не рыночная колготня. Если мы уже вошли в некую функциональную (пусть и не совсем естественную) фазу сознания в целом, мы ведь уже зависимы от этого, ЭТО влияет на личность, психику (с одной стороны усложняя их, а с другой?..), неощутимо управляет нами. [] Так, что такое Высокое Сознание? [] Может это способность прежде всего ума, не удаляться в неизведанность пока досконально не прощупан каждый дюйм еще не открытой сознательно “земли”? Тогда это означает способность к постоянному и верному балансу сознательного и НЕ сознательного одновременно! Но если это так, то как же обрести такое сознание? Может с помощью специальных инициаций, получаемых от достигшего? Самый верный путь, нет? А может такое сознание прежде необходимо развивать в себе, просто живя обычной и нормальной человеческой жизнью...
[4] Аутотренинг основан на принципе самовнушения, но подобное самовнушение явное, то есть сознательное. Возможно ли НЕ СОЗНАТЕЛЬНОЕ самовнушение? Если все же осторожно (...) предположить, ЧТО ДА?! Но это уже область практической психологии и совсем отдельная и емкая тема для обсуждения (о чем, кстати Достигший хотя бы уровня Хинаяны должен НА ЛИЧНОМ ОПЫТЕ знать в совершенстве).
[5] Внутреннее обиталище.
[6] Контроль означает доминирование над любым процессом, это значит как минимум потенциальная возможность (при)остановить процесс вполне сознательно (то же “влипание” в Самади). Человек, которой в своей медитации входит в какие-то состояния, вряд ли задастся стремлением попытаться (при)остановить этот процесс, ведь он тогда никуда не войдет, верно? Совсем наоборот (как правило?) - есть неуклонное стремление довести такую практику до конца. Но подлинный контроль за состоянием ума отсутствует.
[7] Бардо - промежуточное состояние. Бардо Смерти - состояние существа после физической смерти.
[8] В ракурсе действительно продуктивного ума, медитацию, в подлинном ее значении, можно определить, как мышление с отсрочкой вывода. То есть, (упрощенно) в процессе глубокого размышления в состоянии перманентной внутренней психической уравновешенности, как бы не напрашивался созревший вывод по исследуемой (изучаемой) теме, мы его отодвигаем во временной фазе все дальше и дальше, не даем сформироваться, «влиться» в сознание завершенным и полноценным смыслом (а в идеале, даже намеком такого смысла), пока это не произойдет само собой (вывод будто выдавливается на поверхность, в явное осознание, поскольку там в не конкретной глубине он настолько вызрел и разбух, а можно сказать, отшлифовался, что для него не остается ничего иного, как «прорвать» оборону ума). В таком наработанном внутреннем факторе практически нет существенных изъянов. Мы получаем умственную оценку действительности наиболее приближенную к ее подлинному состоянию, то есть, фактически к правильному взгляду. Это «медитация темы». Есть так же «медитация состояния». Принцип медитативного срастания с действительностью тот же. Интересно, каков может быть «вывод», то есть результат такой медитации? Есть еще «медитация пустоты» - в ней постигается суть всякого явления. И все это еще очень и очень далеко от реального Самади...
[9] На самом деле, этот аспект (волевое устремление к Свету) не является в данном случае определяющим. Функционально, само по себе, сознание устроено от природы так, что рефлекторно и без всяких условий старается выпрямлять собственный баланс. А завершенный баланс сознания – это качественно предельная ясность (в голове), прежде всего мышления.
[10] Есть плоскость (каток, скажем) по которой мы скользим (движемся). Наше движение для нашего же восприятия прямолинейно, если мы не замечаем или игнорируем стесняющий нас по бокам коридор из зеркал. В таком случае постепенное отклонение коридора в сторону от столь необходимой прямолинейности остается не замеченным нами и вполне может быть так, что мы просто движемся в зацикленном круге. Но с помощью зеркал можно создать любой визуальный эффект, то есть много более сложный. А наше сознание? Сплошные самоотражения...
[11] Это можно представить так: есть потенциал (ума, сознания), но мы пока не осознаем его в полной мере или (что более вероятно) не осознаем (не видим) вообще - у нас может быть представление на этот счет, которое мы путаем с действительным пониманием своего состояния.... Но мы, путем особых, необдуманных лично практик заставляем этот скрытый потенциал (он есть в любом случае: вопрос только - в каком виде) ума активизироваться. Но поспевает ли ум за умом? Что же происходит с сознательным фактором в таком случае на самом деле? Подсознательное стремление выдавать (принимать) желаемое за действительное свойственно (прежде всего сугубо психологически) человеческому существу, это известно. Можно ли сделать из этого какой-то конкретный вывод? Вряд ли - во всяком случае в настоящее время. Но всерьез задуматься очень даже следует, это однозначно.
[12] Смысл в том, что сомнение не просто сводится на нет приблизительным: «Чего сомневаться-то?». Это больше похоже на самообман. Сомнение подвергается умственному «выкручиванию на месте», чтобы проверить его на соответствие возникшей необходимости сомнения вообще. Но такая работа ума (в идеале) очень сложна. Прямолинейность недоумения («чего сомневаться...») в отношении сомнительности в таком случае, конечно же недопустима.
Работа легких и сердца,
безусловно неотъемлемая часть
функциональности организма. Если
остановится сердце (или легкие), человек
умрет. Но человек
может умереть и от сильного спазма
желудка. Есть люди, которые (находясь в
полном сознании) могут задерживать
дыхание на продолжительное время (более 5-ти
минут), потому что их мозг как-то
адаптирован к такому критическому
кислородному голоданию (допустим,
начинает вырабатывать сложные ферменты,
что поддерживают его полноценную
активность). Однако, при дыхании кровь,
через легкие насыщается кислородом,
сердце доставляет кислород в мозговую
ткань; остановка сердца или легких, в
принципе влечет за собой одинаковый
результат. В процессе духовной
практики, прежде чем придем к способности
входить в самади, мы
учимся задерживать дыхание особым
образом (техника пранаямы и др.). Как и у
хорошего пловца наш мозг начинает
адаптироваться к этому, как тараканы
имеют способность приспосабливаться к
вредным воздействиям.
Мозг,
который при соответствующем настрое
сознания начинает (как по команде; вхождение в самади
совершенно соотносится по ощущениям с
погружением в пучину, только
применительно к сознанию, а не телу)
вырабатывать сложные ферменты (досконально
еще не известные науке), которые на время
могут заменить своим действием функцию
кислорода.
Ум,
научившийся входить в особое
состояние медитации с погружением в глубинную
сферу функционального (но вполне
возможно, что только "внешнего")
сознания. А со стороны это выглядит,
конечно весьма необычно, искательно
завораживающе. Человек сидит в падмасане
(ноги скрещены и притянуты к животу),
глаза закрыты, дыхание ОТСУТСТВУЕТ.
Полная недвижимость. Лицо расслабленно,
но сохраняет умиротверенно-соредоточенное
выражение. Это Самади или, как еще
говорится "Самадхи", "Сатори".
Высшее состояние медитации. Считается,
что тот, кто вошел в
Самади - Превзошел Смерть. Возможно, что
и так. Оспаривать это бессмысленно, да и
не нужно. Вопрос-то в ином. А именно, в
Истинности такого состояния
относительно смерти. Если мы входим в "Самади",
которое опирается на некие еще не
изученные функции мозга и сознания
ЭТОЙ жизни, то у нас нет (и не может быть)
никакой гарантии относительно данного
утверждения.
Ну, а существование неких
подобных ферментов (пусть потенциальное
в обычном случае, то есть не проявленное,
скрытое в генетических дебрях глубинно
внутреннего микромира живого организма)
можно предположить исходя из примера
обычной смерти (от удушья, допустим). В
какие-то секунды мозг пытается
адаптироваться к фатальной ситуации, но
- не успевает*. Однако, механизм
выработки таких ферментов эндокринной
системой задействуется, только довольно
грубо, "наспех" как бы. Тем не менее
тело умершего (труп) даже спустя сутки (а
то и больше) может проявлять физическую
активность (судороги мышц, например).
Разумеется, возможность таких судорог
возникает из-за действия нервных токов,
но... дело все в том, что человек может
быть полностью парализован, но на уровне
мозга (и внутренних органов) жить "полноценной"
жизнью. Значит, нервная система все же
вторичней эндокринной (железы
внутренней секреции). А раз так, то
стимул для нервных токов в мертвом теле,
возможно дает именно она, через однобоко
и не полноценно активизировавшиеся эти
самые ферменты
(сверх) активации ущемленных жизненных
процессов.
*
Генетически
живой организм устроен так (так сложилось
в ходе эволюции развития прежде всего
мозга), что он стремится (безусловные
реакции и еще более тонкие механизмы
взаимодействия со внешней и внутренней
средой) адаптироваться к ЛЮБОЙ
отрицательно влияющей на его
функциональность ситуации, условиям.
Может это и прозвучит несколько
парадоксально, но мозг в процессе
эволюции стремится "научиться"
противостоять СМЕРТИ! Мужчина, который
умер во время полового акта в момент
самого пика (эякуляция) может передать
женщине такой генетический материал. [] И
что же? Мозг современного человека в ходе
своего общего развития за весь период
эволюции обрел некие потенциальные
функции, которые можно с успехом
развивать... при жизни, разумеется. [] Со
смертью же... Как бы там ни было, мозг еще
"не научился" противостоять ей до
конца - это НЕОСПОРИМО. Но отключать на
время некоторые важные жизненные функции
- видимо не такая уж столь сложная
задача, как показывает имеющий место опыт
таких глубоких и отстраняющих от внешней
(реальной, имеется в виду)
действительности продолжительных медитаций.