[ПЕРЕЙТИ К ОГЛАВЛЕНИЮ]

 

      ПРИЛОЖЕНИЕ 1  

 

В таблицу, предложенную вашему вниманию, сведены варианты[1] реплик (действий), которыми ребенок может выражать себя и варианты словесной реакции на них, чтобы создать у ребенка неопределенность понимания ситуации, поставить перед дилеммой.

Значок “” в таблице между словами обозначает не продолжительную паузу.

 

Реплика (действие)

Ответная словесная реакция

ХОЧУ

(номера1-2:

Говорит определенно

что), (номер 3:

может быть показывает,

 но не говорит словами)

1) КАК ХОЧЕШЬ? СИЛЬНО? НУЖНО, ЧТОБЫ

 СИЛЬНО.

2) А Я? ЗНАЕШЬ, ЧЕГО Я ХОЧУ?.. ЖАЛЬ

 ТЫ ЭТОГО НЕ ХОЧЕШЬ.

(если в свою очередь спрашивает чего

 именно хочется, то)

ВОТ ЭТО САМОЕ, ЧТО У ТЕБЯ... НО ТОЛЬКО

Я ХОЧУ ПО ДРУГОМУ. ТАК ХОЧУ, ТА-АК

ХОЧУ!

3) А КАК НАЗЫВАЕТСЯ ТО, ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ?

 (если говорит как называется, то)

НЕУЖЕЛИ ТЫ ХОЧЕШЬ ТОЛЬКО ЭТО?!

(удивление, лучше, чтобы неподдельное);

(если не может выразить как

называется предмет желания, то)

 НЕ ЗНАЕШЬ ЧЕГО ХОЧЕШЬ?! А Я МОГУ ЭТО

ЗНАТЬ?

(если кивает или говорит, что “да”, то)

КАК?[2]

ДАЙ!

1) ВОЗЬМИ, ТОЛЬКО НЕ ТРОГАЙ...

 ГРЯЗНЫМИ РУКАМИ. ПОШЛИ МЫТЬ РУКИ.

2) ЧТО ДАТЬ? ЭТО? НЕ ДАМ ПОКА НЕ

 ПОПРОСИШЬ... ПОКА НЕ ПОПРОСИШЬ КАК

 НАДО, ГДЕ ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО?

ВАВА, БОЛЬНО И Т.Д.

1) НЕ БОЙСЯ, ЭТО НЕ БОЛЬНО...

НЕ ТАК БОЛЬНО, КАК КАЖЕТСЯ.

2) ВАВА ЗАЖИВЕТ, СЛЕЗКИ ВЫСОХНУТ...

   А ТЫ?.. БУДЕШЬ ЕЩЕ ПЛАКАТЬ?

(просто плачет)

1) НЕ ПЛАЧЬ, А ТО СМОТРЮ НА ТЕБЯ И

САМОЙ(МУ) ХОЧЕТСЯ[3]...

ТАМ - СМОТРИ!

1) НИЧЕГО НЕ ВИЖУ! А ТЫ ХОРОШО

РАЗГЛЯДЕЛ(А)?

2) ГДЕ, ГДЕ?! А.. ТЫ ВИДИШЬ? А

ЧТО ТЫ ВИДИШЬ?

НЕ БУДУ, НЕ ХОЧУ

(ЭТО ЕСТЬ ИЛИ

КУПАТЬСЯ И Т. Д.)

1) И КАК У ТЕБЯ ПОЛУЧАЕТСЯ НЕ ХОТЕТЬ?

 НАУЧИШЬ?

2) А Я ХОЧУ!.. ТЕБЕ СКАЗАТЬ, ЧТО

 ТОТ, КТО НЕ ЕСТ (что именно не

ест) НЕ СМОТРИТ ТЕЛЕВИЗОР (варианты).

ТЫ ПЛОХОЙ(АЯ)!

1) ДА, НУ! ВОТ НЕ ЗНАЛ(А)! НО Я НЕ ПЛОХОЙ(АЯ), Я ПРОСТО ЛЮБЛЮ МАЛЕНЬКИХ

МАЛЬЧИКОВ (ДЕВОЧЕК).

ОТДАЙ, МОЕ!

1) А МНЕ КТО ОТДАСТ?! ОТДАШЬ?..

 ПОТОМ?

2) А МНЕ ЭТО (или название предмета)

БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ!

Я ТЕБЯ НЕ ЛЮБЛЮ

1) ТЫ ЗНАЕШЬ, Я СЕБЯ ТО ЖЕ...

 ВРЕМЕНАМИ (ИНОГДА). А ТЫ МЕНЯ

СИЛЬНО НЕ ЛЮБИШЬ?

БУКА! БУКА!!!

1) ГДЕ?.. УЖЕ?..[4] НУ И ЧТО! ТЫ

 ЖЕ ПО ПРАВДЕ НЕ БОИШЬСЯ!..

ВЕРНО?.. А ВОТ Я БОЮСЬ... ЗА БУКУ,

ПОТОМУ ЧТО БУКА МНЕ КАЖЕТСЯ,.. БУКА

 БОИТСЯ НАС... ИЛИ ТЕБЯ?

ПОЧИТАЙ (РАССКАЖИ)

СКАЗКУ!

1) А ТЫ БУДЕШЬ ХОРОШО (ВНИМАТЕЛЬНО)

СЛУШАТЬ? ЕСЛИ БУДЕШЬ ПЛОХО СЛУШАТЬ,

ЧИТАТЬ (РАССКАЗЫВАТЬ) НЕ БУДУ.

(проснулся ночью и

 плачет)

1) ТЫ СИЛЬНО ХОЧЕШЬ ПЛАКАТЬ? А

ТО Я НЕ ОЧЕНЬ. МОЖЕТ СПАТЬ БУДЕМ?

КУПИ!

1) ПРЯМО СЕЙЧАС? КУПИТЬ?.. А ТЫ

ХОРОШО ПОДУМАЛ(А)? А ТО МОЖЕМ КУПИТЬ

ПОЗЖЕ. МОЖЕМ?

2) НУ, ДАВАЙ ПОСМОТРИМ, ЧТО ЭТО МОЖЕТ

БЫТЬ ТАКОЕ... А ТО НЕ КУПИМ И НЕ

ПОЙМЕМ, ЧТО ЭТО... А МОЖЕТ ПОЙМЕМ И

ТАК?

(но все же покупка должна или

 может состояться)

ОН(А) МЕНЯ БЬЕТ!

1) А ТЫ?.. ЖАЛУЕШЬСЯ. ОН(А) ЖЕ

МАЛЕНЬКИЙ(АЯ) И НЕ ПОНИМАЕТ, ЧТО ТЫ

ТО ЖЕ НЕ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ(АЯ). А

ТЫ? ПОНИМАЕШЬ, ПОЧЕМУ ОН(А) ТАК

ДЕЛАЕТ? ОН(А) ЖЕ С ТОБОЙ ИГРАЕТ. НЕ

 ХОЧЕШЬ ИГРАТЬ, НЕ ИГРАЙ.

2) СИЛЬНО? ИНТЕРЕСНО, ЗАЧЕМ ОН(А)

ЭТО ДЕЛАЕТ? НЕ ЗНАЕШЬ?

МНЕ СТРАШНО!..

1) А МНЕ НЕ ОЧЕНЬ. МОЖЕШЬ МЕНЯ

НАПУГАТЬ?

А ПОЧЕМУ...

1) ДАВАЙ ПОДУМАЕМ. ТЫ КАК СЧИТАЕШЬ,

 Я МОГУ ЭТО ЗНАТЬ? (и если говорит,

 что “да” или кивает, то)

А КАК Я МОГУ ЭТО ЗНАТЬ?[5]

(если пожимает плечами или говорит,

что не знает, то)

ТОГДА Я ТЕБЯ СПРОШУ. ПОЧЕМУ...

(вопрос, заданный ребенком и далее

(для обоих вариантов)  помочь

 ему сформировать представление о

предмете без влияния со стороны

прожитого опыта, то есть помочь

задуматься самостоятельно и по

 настоящему, а не ждать готового

ответа)

ТЫ МЕНЯ ЛЮБИШЬ?

1) А КАК ТЫ ХОЧЕШЬ? ЛЮБЛЮ,

 КОНЕЧНО. А ТЫ?[6]

ПОЛОМАЛАСЬ!..

 (показывает

поломанную игрушку)

1) ВОТ ОН(А) ТАКОЙ(АЯ)! КАК ЖЕ ЭТО ОН(А) УМУДРИЛСЯ(АСЬ)? НЕ ЗНАЕШЬ? И Я НЕ

ЗНАЮ... А ТЫ?.. САМ(А) ПОЛОМАЛ(А)

 ИЛИ ЭТО (название игрушки) ВИНОВАТ(А)?

НЕ ХОЧУ СПАТЬ!

1) А ТЫ РАЗВЕ УЖЕ СПИШЬ? ТЫ

ЕЩЕ НЕ НАЧИНАЛ(А). ПОЭТОМУ ЛОЖИСЬ!

2) А Я ТАК НЕ ХОЧУ ТО ЖЕ![7] МОЖЕТ

ПОСПИШЬ ЗА МАМОЧКУ (ПАПУЛЮ, БАБУЛЮ,

ДЕДУЛЮ И Т.Д.), НЕТ? КТО ЖЕ ЗА МЕНЯ

 ПОСПИТ?

НЕ ХОЧУ, УМ-М-М или

 хнычет, не желая

вставать утром.

1) ПРОСНИСЬ, А ТО ПРОСПИШЬ СОЛНЦЕ!

ВОН ОНО, ВСТАЛО, ЧТОБЫ НА ТЕБЯ

ПОСМОТРЕТЬ!

2) А ЧТО ТЕБЕ СНИТСЯ?[8] РАССКАЖИ...

3) НО ТЫ ЖЕ НЕ СОНЯ, ЧТОБЫ ПОСТОЯННО

 СПАТЬ! СПИ! НО ПРОСЫПАЙСЯ!!! ХОТЬ

ИНОГДА.

МУЛЬТИКИ! (то есть явное

 желание смотреть

телевизор, когда уже

превысил положенную

 по времени норму)

1) ДА ТЫ ЧТО?! МУЛЬТИКИ?! А ТЫ

СМОТРИШЬ МУЛЬТИКИ ПО НАСТОЯЩЕМУ?

ЕСЛИ НЕТ, ТО И СМОТРЕТЬ ИХ НЕ ЗАЧЕМ  (НЕ К

ЧЕМУ).

(если ребенок задает вопрос, как

это “по настоящему”, то)

ПО ПРАВДЕ, ТО ЕСТЬ. НА САМОМ ДЕЛЕ.

ПОЭТОМУ, ЕСЛИ ТОЛЬКО СМОТРИШЬ

 МУЛЬТИКИ НА САМОМ ДЕЛЕ, ТО СМОТРИ.

ЕСЛИ НЕ НА САМОМ ДЕЛЕ, ТО МОЖНО

БУДЕТ СМОТРЕТЬ ТОГДА, КОГДА БУДЕШЬ

 СМОТРЕТЬ ПО НАСТОЯЩЕМУ.[9]

 ДОГОВОРИЛИСЬ?



[1] Эти варианты приведены для оценочного рассмотрения. В конкретной ситуации нужно всегда исходить из этой самой конкретной ситуации.

[2] В любой ситуации “как” является вполне неопределенной формой вопроса, если только не употребляется в конкретном значении. Например, “Я устал(а)” и “Как сильно устал(а)?” - “Очень сильно”. “Как” - это наречие, вопросительное, но относительное, поэтому в определенной ситуации создающее неопределенность.

[3] Здесь не говориться, что именно то же хочется. Предположительно, хочется то же плакать, так? Но это вывод на основе опыта. Ребенок оценит это иначе, то есть будет понимание, что маме (папе) хочется того, что он не знает, поэтому плакать не нужно. Это не совсем абсурд, потому что если вдуматься, то все-таки этому можно найти применение в обычной жизни, но тем не менее это дилемма. Какое же применение? “Я не знаю, чего хотят (от меня) окружающие, я не знаю, чего (от меня) требуют обстоятельства, поэтому расстраиваться и плакать в любом случае глупо, нужно... разобраться”.

[4] Это слово созвучно "НЕУЖЕЛИ", но дело все в том, что в данном варианте корень слова сам по себе несколько зависает в смысловом аспекте. Ребенку просто трудно сразу поймать эту витающую где-то у "потолка" суть - вот и вся хитрость. В идеальном варианте это может звучать как "уже" с ударением на "у", что в древнеславянском варианте вполне могло бы иметь место в разговорной речи, но не сейчас. Лучше приучать ребенка к правильному восприятию и произношению слов.

[5] Для умственного развития ребенка гораздо важнее не опосредованное знание (знание в виде поступившей информации), а способность машинально задумываться над природой (иначе, происхождением) информации, искать ее корни, еще до полного поступления информации (в процессе ее получения).  А в идеале - задумываться над истоком (сутью) какого-то внешнего знания еще до того, как в сознании появится признак представления об интересующем знании.

[6] Здесь ребенку не понятно о чем его спрашивают, о том, любит ли он того, кому был задан вопрос или себя. Поэтому в данном случае подсознательная мотивация вопроса усложняется на уровне сознания, но усложняется интересным образом: мотивация становится неустойчива, потому что она теперь противоречива. Ребенок задумается над смыслом своего вопроса.

[7] В этом предложении наиболее важен, чем в других приведенных примерах, существующий порядок слов.

[8] Именно “СНИТСЯ”, а не “СНИЛОСЬ”.

[9] Это не смысловой абсурд. Смотреть (что-либо или на что-либо) по настоящему, значит смотреть глубоко, в самую суть, в корень. Если вы смотрите, например на термос, в котором предположительно может что-то быть (что?), видите ли вы его по настоящему? То есть, как он есть?  А как он есть? Просто стоит (на столе) с закрытой крышкой, а что внутри неведомо - вы его ничем не заполняли. Кто-то другой? Допустим, вы живете одни, значит кроме вас некому. Поэтому термос пуст или по другому стерилен? Почему же тогда, прежде чем налить что-нибудь в пустой термос, любой человек как правило ополоснет его изнутри? Во всяком случае для того, что бы освежить затхлую атмосферу колбы, если термос не использовался какое-то время. Никто термосом не пользовался, но вы рассматриваете его состояние, когда смотрите на него, собираясь или не собираясь использовать, как не чистое состояние, будто термос чем-то наполнен и вы его ополаскиваете, чтобы использовать его в его чистом виде. Поэтому, собираясь использовать термос и смотря на него вы его видите таким, какой он есть, видите его в самой его сути? Вы его видите чистым (пустым), потому что вы им не пользовались, а кроме вас некому. Но перед тем,  как залить термос жидкостью, вы его ополоснете, подразумевая, что он... какой? Совершенно пустой? Подсознательная предпосылка (стремиться) видеть вещи изначально (с первого момента обращения взгляда на вещь) в их подлинном состоянии на этот момент - это значит не просто уметь смотреть в корень, но и сознательно регистрировать, как можно в ближайшем будущем использовать или применить этот взгляд на предмет, явление. А ближайшее будущее - это может быть уже следующая секунда!

[ПЕРЕЙТИ К ОГЛАВЛЕНИЮ]

   

Hosted by uCoz